Главный
источник дофамина — чёрная субстанция. Помимо связи с мотивацией, при нормальной работе, она обеспечивает гибкость и плавность контроля движений.
Важно понимать, что базальные ганглии имеют двойные пути инициации движений, один из который инициирует движение, а другой — затормаживает.
- Прямой путь (D1) — облегчает запуск движений, “растормаживания” тормозные сети в ганглиях.
- Не прямой путь (D2) — блокирует запуск движений, усиливая торможение.
В их балансе и определяется то, какие из движений будут запущены.
Высокие пики дофамина (получилось лучше ожиданий) усиливают прямой путь и ослабляют не прямой, способствуя и запуску, и запоминанию движений.
Когда дофамина меньше нормы (хуже ожиданий) D1 действует слабо, а D2 — не блокируется. Тормозные сети блокируют движение, что способствует его ослабеванию.
При нарушении работы БГ, например болезни Паркинсона, этот баланс нарушается. Могут быть трудности со стартом движения, заторможенностью или наоборот, тремором — непроизвольными дергаными движениями.Эта двойная система именуется как
система RPE (reward prediction error, ошибка предсказания вознаграждения) и обеспечивает гибкость в обучении, помогая запоминать или ослаблять двигательные программы. В зависимости от несоответствия результатов и ожиданий. Это критически важный механизм на ранних стадиях обучения.
Параллельно с ним работает другая, но также завязанная на дофамине
система APE (action prediction error, ошибка предсказания действия), реагирующая не на оценку награды, а на привычность действий.
Она позволяет корректировать двигательные программы вне зависимости от целей и результата.
Например, когда спортсмен пробегает дистанцию за планируемое время, но в необычных условия (встречный ветер, другая поверхность, усталость) — PRE неактивна (ожидаемый результат). Но APE, отмечая несоответствие движений ожиданиям активно включается (тем активней, чем выше несоответствие), закрепляя в двигательной памяти новые паттерны движений.
- APE реагирует на то, насколько выполненное движение соответствует ожиданиям по контексту, формируя новые привычки или закрепляя старые.
- RPE оценивает результат — мотивация и обучение изменяются при положительном или отрицательном сигнале.
Такой комплексный подход позволяет мозгу эффективно адаптироваться к меняющимся условиям и оптимизировать двигательную активность.